Парусный спорт представляет собой совокупность видов спорта, где участники соревнований применяют специальное снаряжение, которое приводится в движение парусами. Свое развитие данный вид спорта получил больше там, где парусным спортом было легче заниматься в соответствии с определенным географическим положением. Наиболее распространенный вид соревнования по парусному спорту — это регата.
Сначала парусный спорт был больше всего популярен в Голландии, а затем он попал в Англию. Первые письменные упоминания о парусном спорте относятся к 1662 году. В восемнадцатом веке возникают первые клубы по парусному спорту. Из Голландии и Англии парусный спорт распространился в другие страны Европы, а также Америку. В 1907 году была образована Международная федерация парусного спорта. В настоящее время она объединяет более 120 стран.
В отличие от большинства видов спорта, в парусном спорте менее важны природные данные. Зависимость от антропологических данных очень мала, кроме того, всегда можно подобрать подходящий класс яхт. При этом в крейсерских дисциплинах парусного спорта женщины выступают на равных с мужчинами.
Регата представляет собой — крупное, обычно, регулярно соревнование в парусном спорте. Регата включает в себя серию гонок для судов различных классов. Первая регата прошла в Венеции в 1740 году. В девятнадцатом веке регаты по парусному спорту стали проводится повсеместно. Кроме того, регатой именуют и турнир по парусному спорту, проводимый в рамках летних Олимпиад.
Регаты выявляют сильнейших спортсменов, занимающихся парусным спортом. Поскольку парусный спорт считается техническим видом, то многое в итоговых результатах зависит именно от судна, на котором спортсмен преодолевает дистанцию. С тем чтобы устранить неравенство парусных лодок по их конструкции, гонки в парусном спорте проводятся на почти идентичных суднах. Их конструктивные особенности четко регламентированы правилами. Нарушение же карается дисквалификацией. В случае использования метода гандикапа судна обмеряются согласно специальной расчетной методике, которая учитывает конкурентные особенности яхты. После этого каждой лодке присваивают особые гандикапные баллы, которые фиксируются в специальном мерительном свидетельстве. Перед стартом гонки по парусному спорту судна формируют в группы близких баллов. После финиша время, показанное спортсменами, корректируется согласно баллам. Только после этого становится известен окончательный исход гонки по парусному спорту. По этой причине порядок прихода лодок к финишу может существенно отличаться от окончательного протокола. Для уравнивания возможностей участников соревнований по парусному спорту применяется также обмерная формула. При этом подход аналогичен гандикапной системе относительно обмера судна. Еще при конструировании парусной лодки задается особая обмерная формула, которой обязательно должна соответствовать будущая яхта. Призюмируется, что судна, которые удовлетворяют обмерной формуле, идентичны, поэтому окончательный результат может фиксироваться по порядку приходу лодок к финишу. Этот подход дает возможность свободнее подходить к составлению проекта судная, искать скрытые возможности с целью улучшения конструкции.
Все парусные лодки должна иметь специальные спасательные принадлежности, рассчитанные на всех, находящихся на ее борту людей. При этом каждый спортсмен несет персональную ответственность за применение индивидуального средства спасения, служащего для обеспечения плавучести.